НЕБОЛЬШОЕ РЕЗЮМЕ ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ В ЗАВЕРШЕНИЕ ДАННОГО РАЗДЕЛА СБОРНИКА

Толстокулаков С.Б.

В завершение данного раздела нашего сборника, посвященному различным проблемам регентско-хорового учебного цикла (учебные предметы - дирижирование, гармония, фортепиано), редакционной коллегии хочется еще раз заострить внимание у взыскательного читателя на следующем: никоим образом не смешивая понятия “светское” и “церковное” искусство, все же при общности музыкальной системы, на которой базируется первое и второе, нужно постоянно помнить как и педагогам регентских отделений, так и самим будущим регентам вот о чем; невозможно стать хорошим регентом без твердой общемузыкальной базы, которую имели, в силу тогдашней определенной конкуренции, почти все крупнейшие дореволюционные регенты России - и директор ППК А.Львов, и протоиерей П.Турчанинов, и П.Чесноков, и А.Кастальский, и протоиерей В. Виноградов, и протоиерей В.Металлов, и А.Никольский, и А.Архангельский, и Н.Кедров (отец)... Все они были блестяще и разносторонне музыкально образованы, многие занимались музыкально-церковной археологией, расшифровкой древнейших знаменных распевов, их гармонизацией, также свободным сочинением, писали различные трактаты, учебники, научные работы, посвященные проблемам нашей отечественной православной музыки, всю свою жизнь, прежде всего, учились и учились, постоянно совершенствуя свои профессиональные навыки, объем ”багажа” которых находится в прямой зависимости от общемузыкального развития каждого музыканта... Как то прослушав в 1840-ом году в Лейпциге в исполнении А.Львова Концерт для скрипки с оркестром е-moll Ф.Мендельсона (оркестром управлял сам автор), один из самых авторитетных музыкальных критиков Европы Р.Шуман с неподдельным восторгом писал в своей музыкальной газете “Neue Zeitschrift fur Musik”: “...если в России играют так, как господин Львов, то всем нам надо ехать в Россию не учить, а учиться”. Сейчас всю нашу Родину - Россию заполонили всякого рода духовные “учителя” из Германии, Финляндии, Норвегии, США и т.д., всевозможнейшие секты; от поклонников учения Н.Рериха до адвентистов и иеговистов, от “белых братьев” и Виссариона до Билли Грэма и Марка Финли... Список данных нами незванных“учителей” поистине будет бесконечным. Каждая из вышеперечисленных религиозных платформ сопровождается определенной формой музицирования: от невнятного бормотания себе под нос текста молитвы богу Кришне до оглушаещаго “поп” рева репродукторов на бывшем Стадионе им. Ленина в Москве в Лужниках, сравнимого разве что с грохотом авиалайнера на аэродроме (вроде как, по предмету к кому обращаются, это и есть молитва ко Христу?)... Люди, к несчастью, как говорится, валом валили на такие “действа”; и поглазеть, жуя эскимо, на поющих (на английском языке) и танцующих декольтированных “молельщиц” - негритянок, и бесплатно по выходе со стадиона, по пути, получить протестантскую Библию (мгновенно сразу вспоминаются наши российские “итальянско”-церковные нравы конца 18-го - начала 19-го века, письмо посла Булгакова при Екатерине II-ой, к своему сыну, и в своем письме пишущего о криках ”молящихся” в Храме Димитрия Солунского на Тверской в Москве: ”...Фора,..браво,..бис!”). Справедливости ради, следует заметить, что по музыкально-техническим критериям музыкальное сопровождение данных современных протестантских “действ” в Москве (как и в других городах России) проходит на самом высочайшем техническом и грамотно-музыкальном уровне. Чтобы противодействовать данной нам инородной религиозно-музыкальной культуре также на уровне музыкального искусства, отражающего на музыкально - интонационном уровне особенности мироощущения именно русского православного христианина, это наше, исконно русское православное искусство должно быть также очень и очень высокого уровня; для этого регенты сегодняшнего дня должны очень хорошо ориентироваться в разных церковных стилях, быть грамотными музыкантами, вести горячую повседневную именно агитацию за возрождение древнерусских церковных форм пения. В “чистом” виде воссоздать знаменный распев в наши дни просто невозможно; мало петь одноголосные расшифровки Н.Успенского, М.Бражникова по нотам западно-европейской, абсолютно точной по записи, музыкальной системе и т.д., - для воссоздания же знаменного распева в первозданном виде необходимо именно мыслить невмами (знаменами), закрепленными, порой, за целыми попевками, в рамках нашей древней идеографической системы, которая не имела жесткой метро-ритмической и звуко-высотной иерархии звуков; был благодаря всему этому очень большой (и желаемый, причем, изначально) процент импровизационности в хоровой фактуре (что совершенно индентично системе нашего русского фольклора). Поэтому церковно-православные формы пения сегодняшнего дня, на наш взгляд это - прежде всего, либо гармонизация со свободной (возможно) обработкой, либо прямая стилизация по музыкально-церковным канонам многоголосия 17-го века (конечно, несколько схематично, но желаемый, наш музыкально-эстетический основной “стержень” таким образом, все же можно, более-менее, реально обозначить). Иначе, в результате резкого принятого императивного решения “Петь одно только одноголосие!..” и т.д. с его непосредственным воплощением в жизнь, возникает риск потери желаемого эмоционально-суггестивного “контакта” с теми же прихожанами, для которых мы и стараемся в данном просветительском направлении.

Невозможно регенту полноценно долгие годы работать с церковным хором без элементарного умения свободно и грамотно сыграть незнакомое ранее ему песнопение, его тут же компетентно проанализировать и оценить с интонационно-семантической стороны, иначе репертуар данного регента либо будет ограничен скудным “багажом”, который он, музыкально малограмотный (может быть, как следствие нерадивости и лени) вынес из стен учебного заведения за какие-там короткие три года обучения, либо постоянно будет зависеть (и его вкус, разумеется) от какого-нибудь играющего на фортепиано, быть может, светского музыканта, еще неизвестно как и по каким там канонам, это произведение играющий, то ли по церковным, то ли по светским... Работа регента не будет успешной, если он не обучен основам гармонии, этому основному, после Церковного Устава и Церковного Пения, учебному предмету, так как, распевая построчно различные стихиры “на глас”, он должен иметь безупречный гармонический слух, представляя звучащую вертикаль именно почти зрительно (А.Тосканини говорил: “...слышу только то, что хорошо знаю...”). Регент будет просто элементарным вредителем, если он сам не разбирается в технике вокала, сам всю свою творческую жизнь не совершенствует прежде свой собственный певческий голос и постоянно не самообучаясь, в первую очередь, именно на нем (хочется привести слова В.Минина о том, что ”...хоровой дирижер начинается прежде всего, с учителя пения...). В демественном строчном пении 17-го века сольную мелодию в голосе “деместве”, обильно украшенную распевными виртуозными (по канонам 17-го века, разумеется) элементами, должен был исполнять именно сам регент церковного хора (доместик или демественник, как их тогда называли). После этого, неужели у кого-то появится желание утверждать то, что регенту (особенно псаломщику) совершенно необязательно хорошо и красиво, грамотно-вокально петь и прочее? Да псаломщику, в отличие от регента, приходится, в силу определенных, известных всем обстоятельств, необходимо иметь общее и “вокальное” здоровье, более крепкое, чем у регента, и голос - более сильный, более выносливый, чем у того же регента; он же в силу тех же печальных (очень) обстоятельств, должен ежедневно “тащить” на своем голосе (который тоже не вечен) за собой и малограмотных в целом, и малообразованных музыкально (как правило) своих певцов клироса (а учитывая их возраст?), чаще всего, их “перепевая” и перекрикивая... Это наша сегодняшняя печальнейшая реальность,никуда от нее нам с вами не деться...

То есть первостепенной задачей всех учебных заведений ставится воспитание у выпускников именно методических навыков (и, главное, потребности на всю творческую жизнь!) для постоянного пополнения своего профессионального “багажа”, кропотливому самообразованию, самосовершенствованию, постоянному творческому росту.

В силу многоплановости и сложности проблемы, касающейся подготовки полноценных руководителей церковных хоров, в данном, относительно кратком сборнике статей, нам хочется лишь наметить кое-какие острые грани данного вопроса и призвать своих коллег к их дополнению. Это касается педагогов, ведущих на регентских отделениях Духовных Семинарий, и Духовных Училищ России учебные курсы “сольфеджио”, “дирижирования”, “вокала”, “элементарной теории музыки” и “фортепиано”...