В завершение данного
раздела нашего сборника, посвященному различным
проблемам регентско-хорового учебного цикла
(учебные предметы - дирижирование, гармония,
фортепиано), редакционной коллегии хочется еще
раз заострить внимание у взыскательного
читателя на следующем: никоим образом не
смешивая понятия “светское” и “церковное”
искусство, все же при общности музыкальной
системы, на которой базируется первое и второе,
нужно постоянно помнить как и педагогам
регентских отделений, так и самим будущим
регентам вот о чем; невозможно стать хорошим
регентом без твердой общемузыкальной базы,
которую имели, в силу тогдашней определенной
конкуренции, почти все крупнейшие
дореволюционные регенты России - и директор ППК
А.Львов, и протоиерей П.Турчанинов, и П.Чесноков, и
А.Кастальский, и протоиерей В. Виноградов, и
протоиерей В.Металлов, и А.Никольский, и
А.Архангельский, и Н.Кедров (отец)... Все они были
блестяще и разносторонне музыкально образованы,
многие занимались музыкально-церковной
археологией, расшифровкой древнейших знаменных
распевов, их гармонизацией, также свободным
сочинением, писали различные трактаты, учебники,
научные работы, посвященные проблемам нашей
отечественной православной музыки, всю свою
жизнь, прежде всего, учились и учились, постоянно
совершенствуя свои профессиональные навыки,
объем ”багажа” которых находится в прямой
зависимости от общемузыкального развития
каждого музыканта... Как то прослушав в 1840-ом году
в Лейпциге в исполнении А.Львова Концерт для
скрипки с оркестром е-moll Ф.Мендельсона (оркестром
управлял сам автор), один из самых авторитетных
музыкальных критиков Европы Р.Шуман с
неподдельным восторгом писал в своей
музыкальной газете “Neue Zeitschrift fur Musik”: “...если в
России играют так, как господин Львов, то всем нам
надо ехать в Россию не учить, а учиться”. Сейчас
всю нашу Родину - Россию заполонили всякого рода
духовные “учителя” из Германии, Финляндии,
Норвегии, США и т.д., всевозможнейшие секты; от
поклонников учения Н.Рериха до адвентистов и
иеговистов, от “белых братьев” и Виссариона до
Билли Грэма и Марка Финли... Список данных нами
незванных“учителей” поистине будет
бесконечным. Каждая из вышеперечисленных
религиозных платформ сопровождается
определенной формой музицирования: от
невнятного бормотания себе под нос текста
молитвы богу Кришне до оглушаещаго “поп” рева
репродукторов на бывшем Стадионе им. Ленина в
Москве в Лужниках, сравнимого разве что с
грохотом авиалайнера на аэродроме (вроде как, по
предмету к кому обращаются, это и есть молитва ко
Христу?)... Люди, к несчастью, как говорится, валом
валили на такие “действа”; и поглазеть, жуя
эскимо, на поющих (на английском языке) и
танцующих декольтированных “молельщиц” -
негритянок, и бесплатно по выходе со стадиона, по
пути, получить протестантскую Библию (мгновенно
сразу вспоминаются наши российские
“итальянско”-церковные нравы конца 18-го - начала
19-го века, письмо посла Булгакова при Екатерине
II-ой, к своему сыну, и в своем письме пишущего о
криках ”молящихся” в Храме Димитрия Солунского
на Тверской в Москве: ”...Фора,..браво,..бис!”).
Справедливости ради, следует заметить, что по
музыкально-техническим критериям музыкальное
сопровождение данных современных
протестантских “действ” в Москве (как и в других
городах России) проходит на самом высочайшем
техническом и грамотно-музыкальном уровне. Чтобы
противодействовать данной нам инородной
религиозно-музыкальной культуре также на уровне
музыкального искусства, отражающего на
музыкально - интонационном уровне особенности
мироощущения именно русского православного
христианина, это наше, исконно русское
православное искусство должно быть также очень и
очень высокого уровня; для этого регенты
сегодняшнего дня должны очень хорошо
ориентироваться в разных церковных стилях, быть
грамотными музыкантами, вести горячую
повседневную именно агитацию за возрождение
древнерусских церковных форм пения. В “чистом”
виде воссоздать знаменный распев в наши дни
просто невозможно; мало петь одноголосные
расшифровки Н.Успенского, М.Бражникова по нотам
западно-европейской, абсолютно точной по записи,
музыкальной системе и т.д., - для воссоздания же
знаменного распева в первозданном виде
необходимо именно мыслить невмами (знаменами),
закрепленными, порой, за целыми попевками, в
рамках нашей древней идеографической системы,
которая не имела жесткой метро-ритмической и
звуко-высотной иерархии звуков; был благодаря
всему этому очень большой (и желаемый, причем,
изначально) процент импровизационности в
хоровой фактуре (что совершенно индентично
системе нашего русского фольклора). Поэтому
церковно-православные формы пения сегодняшнего
дня, на наш взгляд это - прежде всего, либо
гармонизация со свободной (возможно) обработкой,
либо прямая стилизация по музыкально-церковным
канонам многоголосия 17-го века (конечно,
несколько схематично, но желаемый, наш
музыкально-эстетический основной “стержень”
таким образом, все же можно, более-менее, реально
обозначить). Иначе, в результате резкого
принятого императивного решения “Петь одно
только одноголосие!..” и т.д. с его
непосредственным воплощением в жизнь, возникает
риск потери желаемого
эмоционально-суггестивного “контакта” с теми
же прихожанами, для которых мы и стараемся в
данном просветительском направлении.
Невозможно регенту полноценно долгие
годы работать с церковным хором без
элементарного умения свободно и грамотно
сыграть незнакомое ранее ему песнопение, его тут
же компетентно проанализировать и оценить с
интонационно-семантической стороны, иначе
репертуар данного регента либо будет ограничен
скудным “багажом”, который он, музыкально
малограмотный (может быть, как следствие
нерадивости и лени) вынес из стен учебного
заведения за какие-там короткие три года
обучения, либо постоянно будет зависеть (и его
вкус, разумеется) от какого-нибудь играющего на
фортепиано, быть может, светского музыканта, еще
неизвестно как и по каким там канонам, это
произведение играющий, то ли по церковным, то ли
по светским... Работа регента не будет успешной,
если он не обучен основам гармонии, этому
основному, после Церковного Устава и Церковного
Пения, учебному предмету, так как, распевая
построчно различные стихиры “на глас”, он
должен иметь безупречный гармонический слух,
представляя звучащую вертикаль именно почти
зрительно (А.Тосканини говорил: “...слышу только
то, что хорошо знаю...”). Регент будет просто
элементарным вредителем, если он сам не
разбирается в технике вокала, сам всю свою
творческую жизнь не совершенствует прежде свой
собственный певческий голос и постоянно не
самообучаясь, в первую очередь, именно на нем
(хочется привести слова В.Минина о том, что
”...хоровой дирижер начинается прежде всего, с
учителя пения...). В демественном строчном пении
17-го века сольную мелодию в голосе “деместве”,
обильно украшенную распевными виртуозными (по
канонам 17-го века, разумеется) элементами, должен
был исполнять именно сам регент церковного хора
(доместик или демественник, как их тогда
называли). После этого, неужели у кого-то появится
желание утверждать то, что регенту (особенно
псаломщику) совершенно необязательно хорошо и
красиво, грамотно-вокально петь и прочее? Да
псаломщику, в отличие от регента, приходится, в
силу определенных, известных всем обстоятельств,
необходимо иметь общее и “вокальное” здоровье,
более крепкое, чем у регента, и голос - более
сильный, более выносливый, чем у того же регента;
он же в силу тех же печальных (очень)
обстоятельств, должен ежедневно “тащить” на
своем голосе (который тоже не вечен) за собой и
малограмотных в целом, и малообразованных
музыкально (как правило) своих певцов клироса (а
учитывая их возраст?), чаще всего, их “перепевая”
и перекрикивая... Это наша сегодняшняя
печальнейшая реальность,никуда от нее нам с вами
не деться...
То есть первостепенной задачей всех
учебных заведений ставится воспитание у
выпускников именно методических навыков (и,
главное, потребности на всю творческую жизнь!)
для постоянного пополнения своего
профессионального “багажа”, кропотливому
самообразованию, самосовершенствованию,
постоянному творческому росту.
В силу многоплановости и сложности
проблемы, касающейся подготовки полноценных
руководителей церковных хоров, в данном,
относительно кратком сборнике статей, нам
хочется лишь наметить кое-какие острые грани
данного вопроса и призвать своих коллег к их
дополнению. Это касается педагогов, ведущих на
регентских отделениях Духовных Семинарий, и
Духовных Училищ России учебные курсы
“сольфеджио”, “дирижирования”, “вокала”,
“элементарной теории музыки” и “фортепиано”...